Что такое маркетплейс?

Вот за что нам стоит благодарить пандемию, так это за тренд «выпрямления» канала продаж:

производители выводят свои товары на маркетплейсы или агрегаторы вроде Яндекс.Маркет и сокращают количество оптовиков-посредников. Маркетплейс – это онлайн-платформа, на которой представлены товары разных поставщиков, это нейтральная площадка для встречи клиента и поставщика.

Как и почему появились маркетплейсы?

Изначально маркетплейсы были интернет-магазинами. Но все интернет-магазины со временем мечтают стать платформами. Потому что это увеличивает стоимость бизнеса и доход собственника.

Посудите сами: ни один магазин не может удовлетворить все запросы своих клиентов в полном объёме. Со временем собственник магазина понимает, что может заработать больше, предлагая клиентам более широкий ассортимент. Таким образом, он может

  • во-первых, лучше удовлетворять своих клиентов;
  • во-вторых, увеличить свой доход за счет посреднического процента, предоставляя свою площадку для продаж поставщикам товаров других брендов.

Поэтому владелец маркетплейса изначально заинтересован в разнообразии ассортимента, в том, чтобы поставщиков на его платформе было много. И разрабатывает понятные удобные протоколы, чтобы поставщики с удовольствием работали на платформе.

Различия между маркетплейсами и интернет-магазинами

Параметр сравненияИнтернет-магазинМаркетплейс
Покупательский опытНе отличаетсяНе отличается
Время выхода на рынок, до первых продажОт месяца и до годаТовары можно выложить за один день
ОбслуживаниеТребуются время и людские или финансовые ресурсыЗа счет маркетплейса
География продажТребуются дополнительные вложения для масштабирования бизнеса в другие страныМожно выйти на зарубежные рынки
ПерсоналНужны собственные специалистыСпециалисты маркетплейса работают на продажи поставщиков товаров
Продвижение в поисковиках Яндекс, Google и др.Трудоемкая и дорогостоящая работаУ маркетплейсов лидирующие позиции в Интернете
Работа с брендомТрудоемкая и дорогостоящаяБренду маркетплейса потребители доверяют
ПлатежиИнтегрировать платежные системы с сайтом не простоУже интегрированы

Как обычно устроен маркетплейс:

  1. Есть витрина, каталог товаров, в котором выделены отдельные категории, карточки товаров, блоки со специальными предложениями, со скидками, с сезонными товарами.
  2. В карточке товара есть оценки, рейтинг, фильтр, поиск – все как в обычном интернет-магазине.
  3. Также есть блок с отзывами покупателей. Люди по-прежнему уделяют внимание отзывам, некоторые поставщики пытаются их накручивать, но маркетплейсы борются с этими накрутками.
  4. Есть блок платежей

Причем для поставщика вопрос с платежами может решаться двумя путями:

  • прямой путь: платежи напрямую переходят от покупателя продавцу;
  • маркетплейс собирает деньги за товары и затем распределяет их между продавцами.

Логистика также может быть налажена двумя способами:

  • со склада поставщика;
  • со склада маркетплейса.
  1. На всех маркетплейсах есть личный кабинет покупателя: с корзиной, историей операций, платежными данными, персональными данными.
  2. Есть кабинет поставщика (продавца). Здесь можно задать вопросы службе поддержки, изучить обучающие материалы от маркетплейса, получить доступ к документам, управлению ценами, скидками. В личном кабинете поставщика информация о службе доставки, заказах, вопросы от покупателей. В общем, это центр управления магазином на площадке. Здесь есть аналитический раздел и инструменты для продвижения товаров (Авито)).
  3. Есть возможности интеграции со сторонними электронными системами: CRM, телефония и другие.

Несмотря на схожий пользовательский опыт, интернет-магазин и маркетплейсы существенно различаются. И в силу технической развитости маркетплейсов, предпринимателям и производителям часто гораздо выгоднее продавать свои товары на этих площадках.

Лилия Саитгалина, директор агентства INKI

Оставьте заявку, и мы подготовим вам предложение

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *